На каких сотрудников полиции распространяется превышение должностных полномочий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На каких сотрудников полиции распространяется превышение должностных полномочий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ — использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства. Это преступление наказывается максимально лишением свободы до 4 лет. В случае, если это преступление повлечет за собой тяжкие последствия, оно может наказываться максимально до 10 лет лишения свободы.

В данном случае имеется в виду совершение преступником таких действий или актов бездействия, которые были непосредственно связаны с осуществлением полицейским своих прав и должностных обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью и противоречили целям и задачам, для достижения которых сотрудник полиции был наделен соответствующими полномочиями. Например, задержание лица на более длительный срок, чем предусмотрен законом (вместо 3 часов при административном задержании лицо было незаконно задержано сотрудниками полиции на срок в 48 часов без имеющихся на то законных оснований).

Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

Расследованием данных дел согласно статье 151 УПК РФ занимаются следователи Следственного комитета России. Разрешением данных дел и привлечением к ответственности виновных занимаются суды общей юрисдикции.

Соответствующее заявление по факту злоупотребления или превышения должностных полномочий должно быть направлено в Следственный комитет России, в его территориальный следственный отдел. Оно может быть подано как непосредственно в данный орган, так и по почте либо через официальный сайт Следственного комитета РФ.

В заявлении в Следственный комитет указывается:

  • Наименование отделения следственного комитета, в которое подается заявление, адрес отделения с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • ФИО заявителя и адрес регистрации заявителя с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • Мобильный или домашний телефон заявителя для обратной связи (указание этих контактных данных не обязательно, но желательно.)
  • Дополнительно может быть указан адрес электронной почты для обратной связи
  • Название заявления: „Заявление о преступлении”
  • Текст заявления. В начале текста требуете возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, а именно превышения (злоупотребления) должностных полномочий. В данном тексте указываете обстоятельства, при которых было совершено преступление сотрудником (сотрудниками) полиции. Необходимо максимально четко и сжато описать обстоятельства, при которых произошло преступление. Указываете все обстоятельства дела, обязательно следует указать в чем именно выразилось злоупотребление или превышение должностных полномочий, какие Ваши права были нарушены действиями (бездействием) сотрудников полиции. Также необходимо указать все данные, которые имеются у Вас о сотрудниках полиции, дату совершения преступления, доказательства, которые Вы можете представить против нарушивших Ваши права сотрудников полиции. Дополнительно можете указать ссылки на статьи 285 и 286 УК РФ.
  • В конце заявления указываете фразу: „Об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного Кодекса РФ мне известно”
  • Приложение: перечисляете доказательства, которые Вы прилагаете к заявлению по данному делу. Все документы (доказательства) по делу прилагаются к заявлению в копиях.
  • Дата подачи заявления (число, месяц, год) и подпись заявителя с расшифровкой.

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  • Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  • Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  • Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  • Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

  • Следственный комитет.
  • Прокуратура.
  • ФСБ.

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  1. Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  2. При личном посещении.
  3. Через интернет.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  • Прокуратура.
  • Суд.
  • Руководство следственного комитета.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этого необходимо предоставить заявление с указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.

В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  1. Дата возбуждения дела.
  2. Состав преступления.
  3. В отношении кого возбуждено и другое.
  4. В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  5. Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  • Ф.И.О. прокурора.
  • Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  • Дата инцидента.
  • Детальное описание инцидента.
  • Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.
  • Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  • Указание доказательной базы.
  • Список приложений.
  • Дата и подпись заявителя.

Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.

Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.

  1. Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
  2. Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.

Осторожно! Превышение полномочий сотрудником полиции – налицо, в этом случае нужно применить все способы для самозащиты. Но очень важно сделать это грамотно с юридической точки зрения, убедившись и доказав то, что факт превышения действительно был.

Чтобы понимать, имеет ли место превышение полномочий, данных полицейскому, или речь о злоупотреблении и прочем выделяют три основных вида превышений, это:

  • выполнение действий, входящих в рамки компетенции другого сотрудника или относящиеся к деятельности другого ведомства;
  • совершение действий, на которые не имеют прав сотрудники полиции;
  • выполнение действий, на которые у данного должностного лица есть права только в определенных обстоятельствах, под какие не подпадал рассматриваемый случай.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции по статье

Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».

  1. В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
  2. В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских.
  3. Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
  4. Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.

Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.

В отличие от превышения должностных полномочий, злоупотреблением принято считать ситуацию, когда лицо не выходит за рамки обязанностей или предоставленных ему возможностей, но использует свое положение только для получения собственной выгоды (или для выгоды близких ему людей), что часто сопряжено с нанесением ущерба учреждению или организации, в которой он трудоустроен. Такая норма закона применяется в отношении представителей власти самого разного уровня, в том числе к:

  • сотрудникам правоохранительных органов любых структурных подразделений. Таким образом, привлечь к ответственности можно не только работника полиции, но и начальника территориального отдела, следователя прокуратуры или ФССП;
  • муниципальным и государственным чиновникам любого ранга и уровня. Каждый гражданин может подать жалобу на работу представителя мэрии, сотрудника администрации города или района, если есть основания полагать, что он злоупотребляет предоставленными ему должностными полномочиями;
  • управленцам любого звена, которые не наделены властью, но руководят вверенными им предприятиями (в первую очередь это касается начальника отдела кадров или хозчасти);
  • присяжным заседателям, так как в ходе судебного процесса они наделены властью влиять на проведение заседаний, и могут этим злоупотребить.

Если гражданин получил статус должностного лица на строго определенный срок (например, по поручению), то его можно привлечь к ответственности за злоупотребление только в этот период времени.

Прежде чем подать жалобу на злоупотребление конкретного должностного лица, сначала стоит убедиться, что при совершении определенных действий он превысил свои полномочия для получения выгоды.

В противном случае, когда в возбуждении уголовного дела будет отказано, «несостоявшийся правонарушитель» может обратиться в суд за защитой чести и достоинства, обязав заявителя оплатить материальный или моральный ущерб.

Чтобы наказать должностное лицо, которое совершило правонарушение, используя свои профессиональные возможности, для обращения в Следственный комитет необходимо правильно составить жалобу, отразив в ней все факты и обстоятельства инцидента, указывающие на явное превышение должностных полномочий. Кроме того, что такой документ должен быть составлен в лаконичной форме без оскорблений и голословных обвинений (они должны быть подкреплены соответствующими доказательствами), заявитель обязан:

  • сообщить все известные данные о чиновнике, чтобы упростить и ускорить процедуру идентификации (ФИО, место работы, занимаемая должность);
  • четко и кратко перечислить все обстоятельства дела, причем для наглядности лучше это сделать в виде тезисов;
  • пояснить, какие действия чиновника можно квалифицировать как злоупотребление полномочиями и нарушение прав;
  • предоставить исчерпывающую информацию о преступлении (когда это произошло, кто еще был непосредственным участником конфликта, где это случилось и т. д.) и сообщить, есть ли свидетели, которые могут подтвердить достоверность указанных сведений);
  • в конце жалобы следует правильно формулировать свою просьбу (как правило, это привлечь виновного к ответственности и восстановить нарушенные права).

В документе заявителю лучше указать, что он предупрежден об ответственности за ложные доносы и показания (в соответствии со ст. 306 УК), а в случае передачи Следственному комитету дополнительных материалов и доказательств, следует сделать их точную опись.

Согласно нормам отечественного законодательства, а именно статьям принятого Закона «О полиции», каждый служащий должен в полной мере отвечать за свои действия. И в равной степени возможно применение наказания, как за активные противозаконные действия, так и за бездействие силовых органов правопорядка.

Ограничить конкретным списком все действия, которые могут быть признаны незаконными, практически невозможно, поскольку на служащих этой категории распространяются не только общие правовые нормы, но и ведомственные документы. Хотя можно выделить такие группы противоправных действий:

  • бездействие в рамках выполнения служебных обязанностей, повлекшее за собой материальный ущерб или вред здоровью третьих лиц;
  • активные действия, которые целенаправленно стали результатом злоупотребления полномочиями;
  • все деяния, состав которых может квалифицироваться статьями Уголовного кодекса РФ;
  • проступки, за которые наступает административная ответственность.

В целом, при поступлении жалобы от потерпевших лиц каждая ситуация рассматривается индивидуально со стороны, как потерпевшего, так и сотрудника.

Есть несколько способов, как защитить себя от незаконных действий правоохранительных органов. Первое – это попытка самостоятельного решения возникшего скандала с самим работником. Но если служащий допустил существенное нарушение, то он едва ли пойдет на контакт.

Второе – это привлечение к разбирательству контролирующих органов. Такими могут выступать: руководство работника полиции, служащие прокуратуры, а также суд.

Если же ни один из указанных методов не принес желаемого результата, то не лишним будет привлечь к делу внимание общественности. Эфир на радио, статья в газете или выступление по телевизору должны оказать катализирующее действие на контролирующие инстанции, активировав работу, направленную на проведение служебного расследования, и наказание виновного лица.

Есть несколько инстанций, куда можно обращаться с претензиями к работе полицейских. Первое – это письменное обращение в орган внутренних дел, в подчинении которого находится служебное лицо. Можно сначала предъявить претензии непосредственному руководителю или же идти напрямую к начальству органа.

Привлечение к решению конфликта руководства регионального отдела может осуществляться несколькими способами:

  • лично во время приема граждан должностным лицом;
  • удаленно – через онлайн-портал МВД РФ.

На официальный ответ ходатайствующему отводится 15 календарных дней. При этом он должен быть дан письменно и оформлен исходящей корреспонденцией через канцелярию.

Кроме того, допускается жаловаться на полицейских в прокуратуру. В зависимости от характера противоправных действий, можно подавать жалобу сразу же или только после отсутствия реакции со стороны непосредственного начальника нерадивого работника.

Еще один орган – это суд. Причем, привлечение к решению споров суда также необходимо, если дополнительно нужно взыскать материальный ущерб со злоумышленника.

Самый эффективный и правильный способ реагирования на неправомерную деятельность – это обращение с жалобой. В странах СНГ действуют примерно одинаковые правовые системы, поэтому, по аналогии с российским законодательством, инструкция оформления заявления будет схожей и в Украине, и в Казахстане.

Важно! Можно одновременно обратиться в несколько инстанций, что позволит ускорить процедуру решения возникшего конфликта и восстановления справедливости.

Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  • Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  • Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  • Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  • Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

Прежде чем подать жалобу на злоупотребление конкретного должностного лица, сначала стоит убедиться, что при совершении определенных действий он превысил свои полномочия для получения выгоды.

В противном случае, когда в возбуждении уголовного дела будет отказано, «несостоявшийся правонарушитель» может обратиться в суд за защитой чести и достоинства, обязав заявителя оплатить материальный или моральный ущерб.

Чтобы правильно квалифицировать действия представителя власти, следует опираться на такие признаки злоупотреблений:

  • обвиняемый наделен определенными полномочиями, поэтому он отдавал приказы, инструкции и распоряжения, не выходя за рамки своих должностных возможностей, в то время как подчиненные только неукоснительно следовали предписаниям;
  • представитель власти использовал свои полномочия против тех интересов, ради которых он был ими наделен. Любой руководитель или чиновник должен выполнять определенные должностные обязанности, предусмотренные соответствующей инструкцией. И если, совершая определенные действия, он преследовал только свои интересы, то это явно указывает на злоупотребление;
  • основной мотив совершения правонарушения – это получение собственной выгоды лица (в том числе для улучшения материального положения) или связанных с ним лиц (родственников, коллег и т. д.).

Если не удастся доказать наличие корыстного мотива при злоупотреблении, в то время как действия представителя власти повлекли за собой ущерб организации, его могут обвинить в преступной халатности.

Чтобы добиться возбуждения уголовного дела или получить компенсацию за причиненный материальный ущерб, гражданин может обратиться в следующие инстанции:

  1. Следственный комитет.
  2. Суд (районный или мировой).

В большинстве случаев за несущественные и незначительные правонарушения должностные лица привлекаются к административной ответственности, причем потерпевший может попытаться добиться денежного возмещения причиненных ему материальных потерь, если сможет доказать, что они были обусловлены нарушением закона.

Но если в ходе проведения проверки выяснится, что, злоупотребляя своими возможностями, сотрудник использовал в отношении потерпевшего насильственные способы воздействия (применяя оружие, силу и т. д.

), то ему уже не удастся избежать уголовной ответственности (особенно если жизни или здоровью потерпевшего был нанесен серьезный и непоправимый вред).

Добиться наказания для чиновника (особенно более высокого ранга) — весьма непростая задача.

И если жалоба не подкреплена соответствующими доказательствами, гражданину не стоит рассчитывать на возбуждение уголовного дела, даже если речь идет о серьезном и масштабном правонарушении.

В связи с этим важно попытаться собрать определенную доказательную базу, подтверждающую правомерность заявленных требований, которую он сможет передать следствию при подаче обращения. В частности, для этой цели можно использовать:

  • аудиозаписи телефонных звонков;
  • показания свидетелей;
  • ранее вынесенные судебные приговоры, которые имеют непосредственное отношение к делу;
  • сохраненная электронная переписка;
  • фотографии;
  • копии документов и т. д.

Важно! Чем больше весомых доказательств сможет предоставить потерпевший, тем выше вероятность того, что по жалобе будет возбуждено уголовное дело.

Если виновный своими действиями не только нарушил права гражданина, но и причинил ему материальный или имущественный вред, то в данном случае целесообразно рассматривать дело не только с точки зрения совершения уголовного преступления. В подобной ситуации потерпевший может инициировать судебное разбирательство, чтобы получить компенсацию убытков, подав соответствующий иск в районный или мировой суд (в зависимости от суммы запрашиваемого возмещения).

Превышение или злоупотребление должностными полномочиями является Уголовным преступлением, указанным в статье 286 Уголовного Кодекса РФ.

По положениям и указаниям статьи 286 УК РФ считается, что:

Злоупотребление должностными полномочиями – это прямые действия лиц, занимающего руководящую должность, которые выходят за рамки допустимого и тем самым нарушают гражданские, конституционные, трудовые или права человека.

Чаще всего подобные заявления подают на чиновников или работодателей. Например, если работодатель публично унижает человека, заставляет его идти на преступления и т.д. Вторыми по популярности являются заявления на следователей и работников исправительных учреждений, которые используют методы физического и психологического давления на подчиненных им людей.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции: понятие и ответственность

Чаще всего должностные лица привлекаются к административной ответственности за незначительное нарушение прав гражданина с возмещением нанесенного материального ущерба.

Если злоупотребление должностными полномочиями было совершено с применением оружия, силы, т.е. имело насильственные действия по отношению к подчиненному, то за его совершение однозначно грозит уголовное наказание. Особенно, если в результате действий наступили отягчающие последствия, например, причинение инвалидности или летальный исход.

Подать заявление можно как при личном обращении, так и удаленно. На территории Российской Федерации существуют несколько способов обращения по факту о злоупотреблении должностными полномочиями в Следственный Комитет РФ:

  1. На личном приеме в Следственном Комитете, на чьей территории подчинения произошло преступление;
  2. Заказным письмом с уведомлением о вручении через Почту России;
  3. На официальном сайте Следственного Комитета РФ.

Заявления рассматриваются как по факту превышения, так и злоупотребления должностными полномочиями.

В их число входят. нарушение ПДД или наличие информации об участии в происшествии, транспортное средство находится в розыске, проведение мероприятий, связанных с ограничением движения и. Полный перечень содержится в пункте 13. Просто так остановить машину полицейский не имеет права. Если он это сделал, то срок задержания должен быть минимален.

В тех же наставлениях сказано, что потребовать предоставить документы на вождение и владение машиной инспектор может только на стационарных постах и контрольно-пропускных пунктах. Исключения составляют ситуации, когда представитель власти действует в рамках мероприятий специального назначения.

Может проводиться только при наличии достаточных оснований. Обязательно составление протокола и присутствие двух понятых.

Сотрудники правоохранительных органов таковыми быть не могут. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок.

В ст. 286 УК РФ написано: превышение должностных полномочий — действие повлекшее существенное нарушение каких-то прав граждан, организации или нарушен интерес, который имеет все российское общество, государство. Данный вид преступления имеет место только тогда, когда установлено, что совершение деяния связано с выполнением человеком своих функциональных обязанностей.

превышение должностных полномочий

Гражданин при исполнении нарушивший интерес другого человека, организации может быть привлечен при наличии факта говорящем о превышение должностных полномочий, так и за злоупотребление ними.

Закон вправе предусматривать лишение свободы сроком до 7 лет, когда организация, люди, какой-либо государственный орган понесли существенный вред от действий, но если дело не уголовное, то суд вправе оштрафовать должностное лицо на сумму до 300 тыс. руб. Если состав деяния позволяет, тогда виновный будет до 5 лет заниматься принудительными работами. Также до 10 лет он может не иметь право занимать какую-то должность.

На сегодня превышение должностных полномочий любым сотрудником полиции судебная инстанция рассудит на основании ст. 286 УК РФ, ее многие, из-за юридических тонкостей, могут понимать только с прилагающимися комментариями.

В ст. 286 УК РФ сказано, что полицейский может быть оштрафован до 80 тыс. руб., также неразрешенное деяние может повлечь наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью до 5 лет. Так называемые, принудительные работы в виде наказания используются на период до 4 лет, на этот срок суд вправе лишить виновного свободы, что самое тяжелое.

Превышение должностных полномочий человеком, занимающим госдолжность РФ или должность, которую учредил субъект РФ приведет к более суровому наказанию. Так штраф может достичь 300 тыс. руб., принудительные работы используются на период до 5 лет, а лишение свободы до 7 лет.

Если превышение должностных полномочий привело к тяжелым последствиям, выполнялось с применением насилия, с использованием оружия, то наказание будет являться еще более суровым — человека лишат свободы на срок до 10 лет.

Любому сотруднику нельзя выходить за пределы уставов, нормативных документов, служебных инструкций. Любое несоблюдение должно приводить к санкциям на основании внутренних нормативно-правовых актов органа или административного кодекса. Когда будет превышен предел, за который выходить нельзя сотрудники госорганов за превышение любых должностных полномочий должны нести наказание согласно ст. 286 УК РФ, которую для лучшего понимания удобней изучать с комментариями.

«Возбудить уголовное дело по факту превышения должностных полномочий неустановленными сотрудниками отдела полиции №7 УМВД по Омску, неустановленными сотрудниками ФГКУ УВО ВНГ России по Омской области в отношении Фёдорова», — говорится в постановлении следователя, которое опубликовал депутат горсовета Омска Дмитрий Петренко.

Дело завели по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий).

«Благодаря беспрецедентной для Омска огласке, шум стоит даже в Москве, и похоже, что лед все-таки тронулся, — написал Петренко в своем телеграм-канале. — Пока рано судить о достигнутых результатах, тем не менее начало положено, а уголовное дело в отношении сотрудников 7 отдела полиции возбуждено».

Превышение должностных полномочий — судебная практика

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.

Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.

В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4); гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), признается персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Самый эффективный и правильный способ реагирования на неправомерную деятельность – это обращение с жалобой. В странах СНГ действуют примерно одинаковые правовые системы, поэтому, по аналогии с российским законодательством, инструкция оформления заявления будет схожей и в Украине, и в Казахстане.

Важно! Можно одновременно обратиться в несколько инстанций, что позволит ускорить процедуру решения возникшего конфликта и восстановления справедливости.

В целом, не существует единой формы, как правильно написать обращение, поэтому важно только соблюдение основных требований подачи официальных документов. А именно:

  • в правом углу страницы сверху располагается обращение к конкретному органу реагирования (важно указать правильное наименование юридического лица, а также адрес расположения);
  • под информацией о получателе обязательно указать персональные данные гражданина, который решил обращаться (Ф.И.О., контактный номер телефона, адрес прописки и постоянного места проживания);
  • посередине располагается название документа – «Жалоба», с обязательным указанием, на действия какого работника подается заявление (это сократит время на выбор субъекта проведения проверки);
  • описательная часть должна содержать максимально подробную информацию о произошедшем конфликте, с указанием даже незначительных подробностей, поскольку часто именно они помогают справедливо расценить обстановку происшествия;
  • раздел «Прошу» должен содержать описание своей просьбы к контролирующему органу;
  • в заключение предстоит указать дату составления обращения, а также оригинал подписи жалобщика.

Кроме того, если к заявлению прилагаются доказательные материалы в виде показаний свидетелей, копий документов и другие, то обязательно составить опись приложенных материальных доказательств.

В качестве хорошего примера, служит следующая ситуация: Главный лесничий, в компетенцию, которого входит пресечение деятельности по незаконной вырубке леса, зная о совершении подобного преступления в подконтрольной ему местности, не пресек противоправные действия и скрыл преступление. Важно! За аналогичное деяние, совершенное в коммерческой организации уголовная ответственность наступает в соответствии со ст.

Выявлены новые факты превышения должностных полномочий сотрудником ГИБДД

Сложно квалифицировать состав правонарушения (преступления), поскольку непонятно, о каких конкретно действиях должностных лиц местного самоуправления идет речь. Однако рассмотрим обе названные статьи КоАП РФ.

Статья 19.1 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за самоуправство.

Под самоуправством понимается самовольный порядок осуществления своих прав, т.е. такой порядок, который противоречит закону и иным нормативно-правовым актам.

Обращаем Ваше внимание, что и в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за самоуправство (ст. 330).

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст.

19.1 КоАП РФ, могут быть должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

Что же касается превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), то в данном случае предполагается совершение лицом действий по службе, которые:

— во-первых, явно выходят за пределы его полномочий;

— во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.

Стоит отметить, что стоит отграничивать превышение от злоупотребления должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ).

При злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия. При превышении должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Общероссийской общественной организации

малого и среднего предпринимательства

Подписано в печать

«Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», 2005, N 7

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит:

— совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо нескольких лиц. Например, должностное лицо совершает действия, входящие в компетенцию вышестоящего должностного лица либо должностного лица иного ведомства, единолично совершает действия, которые могут быть совершены только коллегиально;

— совершение действий, которые могли быть совершены этим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

— совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, нанесение побоев задержанным или заключенным под стражу лицам).

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками.

Деяние представляет собой действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица (совершение преступления путем бездействия невозможно).

Выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

действия могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

действия совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

2. Преступление окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; кроме того, требуется установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в отличие от ст. 285 УК мотивы не имеют значения для квалификации преступления. При этом лицо должно осознавать, что оно совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий.

4. Субъект специальный: должностное лицо.

5. Признаки квалифицированного состава (ч. 2) совпадают с аналогичными признаками в ст. 285 УК; признаки особо квалифицированного состава (ч. 3) раскрываются в п. 20 – 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками:

а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица;

б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления;

в) причинная связь между действием и последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе). Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не должно было. В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (например, принятие решения о выпуске товара инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а не руководителем соответствующего отдела);

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, применение работником милиции огнестрельного оружия при отсутствии условий, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. “О милиции”);

3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, принуждение сотрудниками милиции, не являющимися дознавателями, свидетеля к даче показаний);

4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.

2. Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе – но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком рассматриваемого преступления (например, следователь ФСБ угоняет автомобиль).

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Наиболее опасным видом преступления, квалифицированного по ст. 286 УК РФ, является нарушение своих полномочий работниками полиции. Такие деяния наказываются по всей строгости закона. Так, в соответствии со ст. 286 УК, максимальный срок наказания составляет четыре года. А в случае, если полицейский использовал насильственные действия либо применил оружие, то тюремный срок может составить 10 лет заключения под стражу.

Пунктом первым ст. 286 УК наказание определяется в пределах от штрафных санкций в размере 80 000 рублей до заключения под стражу на 4 года с лишением права занимать определенные должностные посты в течении 5 лет.

Преступление, квалифицируемое по пункту 2 того же акта, влечет штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо максимальный срок тюрьмы до семи лет также с лишением возможности занимать ответственные посты на установленный судом период.
Деяния, приговор по которым был вынесен в соответствии с пунктом три с. 286, определяет уголовное наказании в виде десяти лет тюремного срока.

Судебная практика по статье за превышение должностных полномочий, к сожалению, изобилует примерами данного вида преступлений. Так, полицейские нередко применяют к арестованным насильственные действия, подвергают их избиениям, угрозам и моральному унижению. Показания у подозреваемых, порой, выбиваются под угрозой использования оружия. Нередки подобные правонарушения и среди сотрудников дорожно-постовых служб. Конечно, все перечисленные деяния не должны оставаться безнаказанными и лица, превысившие свои должностные обязанности и права, обязаны понести наказания по всей суровости действующего закона.

Куда жаловаться?

Чтобы добиться справедливости каждый гражданин должен знать о своих правах. Так, если вы стали свидетелем ситуации, когда должностное лицо явно превысило полномочия, следует незамедлительно писать заявление со ссылкой на статью 286 УК РФ и нести его в прокуратуру.


Похожие записи:

Добавить комментарий